Новая система зарплат бюджетников потребовала важных уточнений

Новая система зарплат бюджетников потребовала важных уточнений

В России введут новую систему зарплат бюджетников, которая повысит их доходы — мы проанализировали сегодняшнюю громкую новость. Ее прокомментировал глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов — по словам Нилова, пока речь шла о том, чтобы в одном регионе зарплаты сотрудников разных бюджетных учреждений с одинаковой квалификацией «не различались в разы».

Фото: Наталья Мущинкина

Замглавы думского Комитета по труду и соцполитике Валентина Кабанова рассказала «Парламентской газете», что в 2021-25 годах в России будет вводиться новая система оплаты труда бюджетников: для них определят базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, а также долю гарантированной оплаты (без учета разных стимулирующих выплат и надбавок) в ежемесячном заработке. Но надежды бюджетников на то, что в результате этой реформы их заработки вырастут, на данный момент не подкреплены никакими цифрами и документами.

Единственное, что мы точно знаем, — это то, что в конце ноября 2020 года вступил в силу закон о внесении изменений в Трудовой кодекс, и правительство получило право устанавливать общие для всех регионов правила оплаты труда разных категорий бюджетников — учителей, медработников, работников культуры. Региональные власти этими общими правилами должны будут руководствоваться. 

Напомним: на данный момент централизовано определяются системы оплаты труда лишь федеральных бюджетников, то есть работников федеральных научных центров, университетов, клиник, музеев и театров. В большинстве субъектов РФ с 2005 года системы оплаты труда своих бюджетников (львиная их доля — работники школ, детсадов и медучреждений) устанавливают региональные власти, причем, кое-где право устанавливать оклады передано администрации самих бюджетных учреждений. В результате базовые оклады учителей или медиков зачастую устанавливаются ниже МРОТ, а до более высокого уровня заработок «догоняется» за счет повышенной нагрузки или разного рода стимулирующих выплат, причем, у врачей или учителей в одной и той же области они могут сильно отличаться.

Обращаем внимание на то, что Трудовом кодексе теперь закреплено право, а не обязанность властей устанавливать общие правила оплаты труда в какой-то сфере. То есть если правительство захочет, то установит, а если не захочет — не установит.

На данный момент, судя по заявлениям представителей Минтруда, можно с уверенностью сказать лишь одно: в отношении медработников своим правом правительство воспользуется, хотя бы потому, что около года назад поручение что-то сделать именно в том направлении дал президент. Причем в ходе обсуждения в Госдуме это же правительство было категорически против того, чтобы конкретизировать законом соотношение обязательного заработка, так называемой базовой части зарплаты (ставки, оклада), и разного рода необязательных выплат.

Замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов тогда говорил, что проект постановления, которое установит общие для всей страны правила оплаты труда медработников, уже подготовлен. Но из представленного депутатам документа стало ясно, что на новые, единые для всей страны принципы оплаты труда врачей, медсестер и фельдшеров предполагается перейти лишь с 1 января 2022 года, причем никаких конкретных цифр, которые говорили бы о значении базового оклада в процентах или числах, не было даже в нем.

Говорилось лишь, что должностные оклады работников учреждений здравоохранения во всех субъектах РФ по одинаковым должностям и квалификациям должны стать одинаковыми на территории данного региона. Определять эти оклады будут путем умножения некой расчетной величины на разные коэффициенты (региональные и в зависимости от сложности труда), которые потом определит правительство. Условия начисления этих коэффициентов тоже определит правительство, и тоже потом.

Сколько денег потребует этот переход, который при оптимальном развитии событий должен привести к росту зарплат части медработников в ряде регионов, не известно- об этом говорилось в финансово-экономическом обосновании к проекту постановления. На данный момент информации о том, что правительство его приняло, нет.

Вопрос о дополнительных расходах бюджетов регионов очень важный, особенно если учесть, что в экономике ситуация не хорошая, считает глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР). В разговоре с «МК» он напомнил, что «недавно МРОТ повышали на несколько сотен рублей, почти все регионы высказались, что для них это серьезная проблема, потому что придется повышать зарплаты отдельным категориям бюджетников, а о каких суммах может идти речь при переходе на единую систему оплаты труда всех бюджетников — серьёзный вопрос». Депутат предполагает, что могут потребоваться субсидии из федерального бюджета.

Никаких конкретных обещаний — в 2023 году, например, перевести на единые принципы начисления зарплат работников системы образования, а в 2024-м году — работников сферы культуры — из уст представителей правительства не звучало. Г-н Нилов в разговоре с «МК» подтвердил, что в Госдуме действительно говорилось о планах перехода на единые принципы начисления зарплат бюджетникам всех сфер по всей стране, «но речь идет лишь о том, чтобы в рамках одного региона зарплата у работников одной квалификации в разных учреждениях не отличалась в разы, как сейчас бывает».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Запрещено!